Цели и задачи учебного предмета - требования к результатам освоения учебного предмета:
Освоение содержания учебного предмета ДУП. 01 Основы проектной деятельности (вкл. Естествознание), обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностные компетенции:
1. Самоопределение (личностное, жизненное, профессиональное)
1.1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);
1.2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
1.3. Обладание чувством собственного достоинства;
1.4. Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
1.5. Готовность к служению Отечеству, его защите;
1.6. Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
1.7. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.
2. Смыслообразование
2.1. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
2.2. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
2.3. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
2.4. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
2.5. Сформированность способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
2.6. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
2.7. Сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
2.8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
2.9. Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
3. Нравственно-этическая ориентация
3.1. Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
3.2. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
3.3. Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
3.4. Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Метапредметные компетенции
Универсальные учебные действия |
Метапредметные планируемые результаты |
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
Целеполагание |
- Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. |
Планирование |
-Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; -Самостоятельно составлять планы деятельности; -Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; -Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. |
Прогнозирование |
-Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; -Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; -Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали. |
Контроль и коррекция |
-Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельностью. |
Оценка |
-Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. |
Познавательная рефлексия |
-Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
Принятие решений |
-Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. |
Познавательные универсальные учебные действия |
|
Познавательные компетенции, включающие навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности |
- Искать и находить обобщенные способы решения задач; -Владеть навыками разрешения проблем; -Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания; -Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; -Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач; -Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; -Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; -Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности; -Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности; -Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности. Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно: - ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; -оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; - планировать работу; -осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации; -самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; -структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных; - использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; - использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы - осуществлять презентацию результатов; - адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; - адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); - адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов - восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; - отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; - находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; - вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества. |
Работа с информацией |
- Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач; -Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; -Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; -Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность; -Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов; - Уметь ориентироваться в различных источниках информации. |
Моделирование |
- Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках. |
ИКТ-компетентность |
- Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
Сотрудничество |
- Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; -Учитывать позиции других участников деятельности; -Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; - Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; -При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); -Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; -Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений; -Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. |
Коммуникация |
- Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. |
Предметные компетенции:
В результате освоения учебного предмета Основы проектной деятельности обучающийся должен уметь:
- применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
- определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;
- осуществлять сбор, изучение и обработку информации;
- анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов;
- формулировать выводы и делать обобщения;
- работать
с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов
исследования.
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен знать:
-методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы);
-этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы;
-технику эксперимента и обработку его результатов;
-способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
-методы научного познания;
-общую структуру и научный аппарат исследования;
-виды охранных документов.
В результате изучения учебного предмета "Естествознание" на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль естествознания в развитии человеческой цивилизации; выделять персональный вклад великих ученых в современное состояние естественных наук;
- грамотно применять естественнонаучную терминологию при описании явлений окружающего мира;
- обоснованно применять приборы для измерения и наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм эксперимента с целью получения знаний об объекте изучения;
- выявлять характер явлений в окружающей среде, понимать смысл наблюдаемых процессов, основываясь на естественнонаучном знании; использовать для описания характера протекания процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- осуществлять моделирование протекания наблюдаемых процессов с учетом границ применимости используемых моделей;
- критически оценивать, интерпретировать и обсуждать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности; делать выводы на основе литературных данных;
- принимать аргументированные решения в отношении применения разнообразных технологий в профессиональной деятельности и в быту;
- извлекать из описания машин, приборов и технических устройств необходимые характеристики для корректного их использования; объяснять принципы, положенные в основу работы приборов;
- организовывать свою деятельность с учетом принципов устойчивого развития системы "природа-общество-человек" (основываясь на знаниях о процессах переноса и трансформации веществ и энергий в экосистеме, развитии и функционировании биосферы; о структуре популяции и вида, адаптациях организмов к среде обитания, свойствах экологических факторов; руководствуясь принципами ресурсосбережения и безопасного применения материалов и технологий; сохраняя биологическое разнообразие);
- обосновывать практическое использование веществ и их реакций в промышленности и в быту; объяснять роль определенных классов веществ в загрязнении окружающей среды;
- действовать в рамках правил техники безопасности и в соответствии с инструкциями по применению лекарств, средств бытовой химии, бытовых электрических приборов, сложных механизмов, понимая естественнонаучные основы создания предписаний;
- формировать собственную стратегию здоровьесберегающего (равновесного) питания с учетом биологической целесообразности, роли веществ в питании и жизнедеятельности живых организмов;
- объяснять механизм влияния на живые организмы электромагнитных волн и радиоактивного излучения, а также действия алкоголя, никотина, наркотических, мутагенных, тератогенных веществ на здоровье организма и зародышевое развитие;
- выбирать стратегию поведения в бытовых и чрезвычайных ситуациях, основываясь на понимании влияния на организм человека физических, химических и биологических факторов;
- осознанно действовать в ситуации выбора продукта или услуги, применяя естественнонаучные компетенции.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- выполнять самостоятельные эксперименты, раскрывающие понимание основных естественнонаучных понятий и законов, соблюдая правила безопасной работы; представлять полученные результаты в табличной, графической или текстовой форме; делать выводы на основе полученных и литературных данных;
- осуществлять самостоятельный учебный проект или исследование в области естествознания, включающий определение темы, постановку цели и задач, выдвижение гипотезы и путей ее экспериментальной проверки, проведение эксперимента, анализ его результатов с учетом погрешности измерения, формулирование выводов и представление готового информационного продукта;
- обсуждать существующие локальные и региональные проблемы (экологические, энергетические, сырьевые и т.д.); обосновывать в дискуссии возможные пути их решения, основываясь на естественнонаучных знаниях;
- находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе естественнонаучных знаний; показывать взаимосвязь между областями естественных наук.
- Учитель: Гаранина Нина