Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета:

Освоение содержания учебной предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение  студентами следующих результатов:

• личностные компетенции:

1.Самоопределение ( личностное.жизненное,профессиональное)

1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и своему народу, чувства гордости за свой край, свою Родину

1.2. Осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка

1.3. Сформированность самоуважения и «здоровой» «Я-концепции»

1.4. Устойчивая установка на принятие гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

1.5. Осознание важности служения Отечеству, его защиты

1.6. Проектирование собственных жизненных планов в отношении к дальнейшей профессиональной деятельности с учетом собственных возможностей, и особенностей рынка труда и потребностей региона

1.7. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

2. Смыслообразование

2.1. Сформированность устойчивых ориентиров на саморазвитие и самовоспитание в соответствии с общечеловеческими жизненными ценностями и идеалами

2.2. Сформированность самостоятельности в учебной, проектной и других видах деятельности

2.3. Сформированность умений сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

2.4. Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

метапредметные компетенции:

Универсальные учебные действия

Метапредметные планируемые

результаты

Типовые задачи по формированию УУД (метапредметные технологии)

Регулятивные универсальные учебные действия

 Целеполагание

Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Поэтапное формирование умственных действий

Технология формирующего оценивания, в том числе прием «прогностическая самооценка»

Групповые и индивидуальное проекты

Учебно-исследовательская деятельность

Кейс-метод

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Разрешение проблем / проблемных ситуаций», «Ценностно-смысловые установки», «Рефлексия», «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «Самоорганизация и саморегуляция»

Планирование

Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты

Самостоятельно составлять планы деятельности

Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

Прогнозирование

Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели

Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели

Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали

Контроль и коррекция

Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

Оценка

Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Познавательная рефлексия

Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Принятие решений

Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные компетенции, включающие навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности

Искать и находить обобщенные способы решения задач

Владеть навыками разрешения проблем

Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания

Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин

Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач

Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни

Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения

Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности

Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности

Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:

Ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

Оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

Планировать работу;

Осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;

Самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

Структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;

Использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

Осуществлять презентацию результатов;

Адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

Адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

Адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов

Восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

Отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

Находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

Вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества

Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка вопросов, составление планов, сводных таблиц, граф-схем, тезирование, комментирование

Кейс-метод

Межпредметные интегративные погружения

Метод ментальных карт

Смешанное обучение, в том числе смена рабочих зон

Групповые и индивидуальные проекты

Учебно-исследовательская деятельность

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «ИКТ-компетентность»,

Учебные задания, выполнение которых требует применения логических универсальных действий

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Постановка и решение учебных задач, включающая представление новых понятий и способов действий в виде модели

Поэтапное формирование умственных действий

Технология формирующего оценивания

Работа с информацией

Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач

Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность

Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов

Уметь ориентироваться в различных источниках информации

Моделирование

Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках

ИКТ-компетентность

Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

Коммуникативные универсальные учебные действия

Сотрудничество

Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий

Учитывать позиции других участников деятельности

Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого

Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия

Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

Дебаты

Дискуссия

Групповые и индивидуальные проекты

Кейс-метод

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Смена рабочих зон

Учебно-исследовательская деятельность

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Коммуникация», «Сотрудничество»

Коммуникация

Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные компетенции:

Обучающийся научится:

-      комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;

-      использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

-      оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;

-      объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;

-      действовать согласно указанию на дорожных знаках;

-      пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;

-      прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

-      составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);

-      комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;

-      использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

-      оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;

-      распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;

-      описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;

-      определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;

-      опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;

-      опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;

-      пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;

-      прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;

-      составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;

-      распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;

-      соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;

-      использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;

-      пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;

-      прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;

-      применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;

-      распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;

-      использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;

-      пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;

-      прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;

-      составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

-комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

- использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

-раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

-приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;

-приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

-объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;

-использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;

-действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;

-вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

-прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

-пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

-составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

-      характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;

-      распознавать символы ВС РФ;

-      приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Обучающийся получит возможность научиться:

-      объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее;

-      пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения и дорожно-транспортного травматизма;

составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств) в условиях места своего проживания